Ушинский, Константин Дмитриевич

Ушинский, Константин Дмитриевич
(1824-1870)
   — педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846-49 профессор Демидовского лицея в Ярославле. В 1850-54 служил в канцелярии департамента иностранных дел. Сотрудничал в журналах "Современник", "Библиотека для чтения". Преподавал в Гатчинском сиротском институте. С 1859 инспектор Смольного института; провёл в нём реорганизацию и осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла. В 1862 из-за доноса вынужден был оставить институт. В 1862-67 жил в Швейцарии, где изучал постановку школьного дела и женского образования.
   В педагогической теории У. основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности У. предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. С этих же позиций У. выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.
   Воспитание У. рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного ("преднамеренного") воспитания, использует достижения наук о человеке, которые У. называл "антропологическими", - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Антропологическая позиция У. позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой наук, в которых изучается природа человека, наиболее полно раскрыты им в труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-69).
   В развитии человека решающую роль У. отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с другими общественными силами. Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности.
   В понимании У. нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. В нравственном воспитании У. отводил одно из гл. мест патриотизму. Его система нравственного воспитания исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на "разумной деятельности ребёнка", требовала развития активной любви к человеку.
   У. разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. У. дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учёта и развития в процессе обучения. Дидактика У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. У. ставил перед педагогом задачу "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни.
   В содержании общего образования У. отводил большое место естественно- научному образованию, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в средней школе выступал против односторонней классической его ориентации. Значительное внимание У. уделял родному языку в школе. В книги для первоначального классного чтения "Детский мир и хрестоматия" (1861) и "Родное слово" (1864) он, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил т.н. деловые статьи, дававшие сведения по природоведению, географии и истории страны.
   У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, в формировании личности которого У. возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему подготовки.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 414-415)
   Ч33(2)51-273

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Ушинский, Константин Дмитриевич" в других словарях:

  • Ушинский, Константин Дмитриевич — Константин Дмитриевич Ушинский. УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824 1870/71), основоположник научной педагогики в России. В основе педагогической теории Ушинского идея народности воспитания признание творческой силы трудового народа в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ушинский Константин Дмитриевич — Ушинский (Константин Дмитриевич, 1824 1870) знаменитый русский педагог; родился в Новгород Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в… …   Биографический словарь

  • Ушинский, Константин Дмитриевич — (1824 1870) знаменитый русский педагог; род. в Новгород Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. У. отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ушинский Константин Дмитриевич — (1824–1870) русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич — (1824 1870/71) основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846 49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в 1854 59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ушинский Константин Дмитриевич — [19.2(2.3).1824, Тула, √ 22.12.1870 (3.1.1871), Одесса, похоронен в Киеве], русский педагог демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета. В 1846 √ 49 профессор Ярославского… …   Большая советская энциклопедия

  • Ушинский Константин Дмитриевич —       (1824 1870), педагог. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). С сентября 1849 в Петербурге. С 1854 преподаватель, с 1855 инспектор классов в Гатчинском сиротском институте (Гатчина, проспект 25 Октября, 2;… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Ушинский Константин Дмитриевич — (1824  1870/1871), основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846 49 профессор ярославского Демидовского лицея, в 1854 59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского… …   Энциклопедический словарь

  • Ушинский Константин Дмитриевич — Памятник К. Д. Ушинскому. Памятник К. Д. Ушинскому. Санкт Петербург. Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870), педагог. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). С сентября 1849 в Петербурге. С 1854 преподаватель, с… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Ушинский, Константин Дмитриевич — Константин Дмитриевич Ушинский …   Википедия

  • Ушинский Константин Дмитриевич — Константин Дмитриевич Ушинский Дата рождения: 19 февраля (2 марта) 1824 Место рождения: Тула …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»